Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
| Главная |
А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
МОСКВА
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» 1993
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЛАТОН
Глава I. Истоки......................................................................................................................................................... 5
Глава II. Вместе с Сократом....................................................................................................................................... 11
Глава III. Один в поисках истины................................................................................................................................ 34
Глава IV. Сицилийский тиран Дионисий Старший............................................................................................................. 38
Глава V. Академия................................................................................................................................................... 44
Глава VI. «Просвещенная» тирания Дионисия Младшего................................................................................................... 52
Глава VII. Платон — философ высокой классики............................................................................................................. 65
Глава VIII. Что такое идеализм Платона?...................................................................................................................... 73
Глава IX. Диалоги Платона — драма мысли.................................................................................................................... 93
Глава X. Самоотрицание драматизма........................................................................................................................... 116
Глава XI. Иллюзия действительности......................................................................................................................... 123
Глава XII. Платон — мифотворец и утопист.................................................................................................................. 132
Глава XIII. Конец жизни........................................................................................................................................... 151
Глава XIV. Вечность философии................................................................................................................................. 160
АРИСТОТЕЛЬ
Глава I. Введение Проблема живого Аристотеля........................................................................................................... 177
Глава II. Доакадемический период Македони............................................................................................................... 183
Происхождение Аристотеля...................................................................................................................................... 185
Родственники Аристотеля........................................................................................................................................ 190
Наружность и характер........................................................................................................................................... 190
Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристотеля............................................................................................. 191
Глава III. В Платоновской Академии
Появление в Платоновской Академии......................................................................................................................... 194
Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Академии............................................................................................. 194
Черты уважения к Платону...................................................................................................................................... 197
Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля из Академии................................................................................ 199
Глава IV. Литературно-философская деятельность в Академии
Диалог и монологический трактат.............................................................................................................................. 203
Ранние риторические занятия................................................................................................................................... 206
Наиболее ранние диалоги Аристотеля......................................................................................................................... 208
Диалог «Евдем, или О душе».................................................................................................................................... 210
«Протрептик», или «Увещание»................................................................................................................................ 213
Диалог «О философии»............................................................................................................................................ 220
Глава V. Внеафинский период жизни, или От Академии до Ликея
Отъезд из Академии............................................................................................................................................... 230
Пребывание в Ассосе и Митилене............................................................................................................................... 231
Приглашение к македонскому двору........................................................................................................................... 235
Аристотель как воспитатель Александра.................................................................................................................... 237
Черты неполной достоверности в проблеме воспитания
Аристотелем Александра......................................................................................................................................... 239
Основание Ликея................................................................................................................................................... 242
Ликей, Перипат и Академия...................................................................................................................................... 246
Аристотель и Платоновская Академия........................................................................................................................ 250
Евдокс Книдский.................................................................................................................................................... 251
Евдокс как переход от Платона к Аристотелю.............................................................................................................. 252
Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими
чувственными теориями космоса................................................................................................................................ 253
Взаимное влияние Платона и Евдокса.......................................................................................................................... 254
Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слияния платоновских идей вещей
с самими вещами, когда идея вещи не остается в своем изолированном
существовании, но изливается в вещи как их принцип и метод, как закон
их реального становления........................................................................................................................................ 255
Аристотель и Евдокс............................................................................................................................................... 257
Общее отношение к философии в Ликее...................................................................................................................... 257
1) Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования....................................................................... 258
2) Становление присуще не только в неразумному бытию, но и самому
разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того,
блаженно ввиду своей всеохватной общности.............................................................................................................. 259
3) Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума............................................................................................. 260
4) Положительное учение Аристотеля о тождестве разума, блаженства и наслаждения......................................................... 261
5) Всякая философия есть красота............................................................................................................................. 262
6) Всякая наука есть кропотливо-точное исследование жизни.......................................................................................... 263
7) Заключение...................................................................................................................................................... 267
Литературная деятельность Аристотеля..................................................................................................................... 268
1) Литературно-художественный энциклопедизм Аристотеля........................................................................................... 268
2) Эпистолярный жанр Аристотеля............................................................................................................................. 268
3) Язык произведений Аристотеля............................................................................................................................. 270
4) Письмо Аристотеля к Александру........................................................................................................................... 271
5) Письмо к Феофрасту............................................................................................................................................ 272
6) Чувство равноправия с царями в переписке с ними...................................................................................................... 272
1) Жизненный реализм в переписке............................................................................................................................ 273
Общее заключение о языке произведений Аристотеля................................................................................................... 273
Глава VII. Последние годы жизни
Вопрос об отравлении Аристотелем Александра............................................................................................................ 275
Вопрос о греках и варварах...................................................................................................................................... 277
Убийство Александром Каллисфена............................................................................................................................ 278
Политика и мораль................................................................................................................................................. 282
Национальные настроения Аристотеля........................................................................................................................ 284
Отношение Аристотеля к личности Александра Обожествление Александра....................................................................... 286
Греция и Македония второй половины IV века до нашей эры........................................................................................... 290
Бегство из Афин.................................................................................................................................................... 298
Отравление Александра и самоубийство Аристотеля..................................................................................................... 304
Завещание Аристотеля............................................................................................................................................ 308
Глава VIII. Философия Аристотеля в целом
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют
и идеи вещей, так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой.................................................. 311
Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв
идеи вещи от самой вещи......................................................................................................................................... 312
Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи.......................................................................................... 314
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является
и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью......................................................................................... 314
Общность вещи обязательно существует и в каждой от
дельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность
вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи............................................................... 317
Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь»............................................................................................................... 318
Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм
вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое
удаление отдельных ее частей и замену их другими частями........................................................................................... 319
Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма. Форма и материя.................................................................... 320
Учение о мере....................................................................................................................................................... 323
Материя и случайность........................................................................................................................................... 324
Общая формулировка четырехпринципной структуры и ее художественно-творческая основа................................................ 331
Художественно-творческий первопринцип в связи с учением о ступенчато-восходящем,
или иерархийном строении жизни и бытия.................................................................................................................... 337
1) Художественная роль материи............................................................................................................................... 338
2) Природа как произведение искусства...................................................................................................................... 339
3) Душа есть не что иное, как принцип живого тела....................................................................................................... 340
Художественно-творческий первопринцип в его завершении............................................................................................ 341
1) Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем
или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом, так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума..................................................................................................... 341
2) Ум есть эйдос всех эйдосов................................................................................................................................... 343
3) Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто
умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением................................................................ 343
4) Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из общеаристотелевской
четырехпринципной структуры всего существующего: неподвижный перводвигатель, абсолютная закономерность бытия, «мышление мышления», совпадение субъекта и объекта в одной неделимой точке, абсолютная надкосмичность и абсолютная внутрикосмичность.......................................................................................................................................................................... 344
Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля......................................................................................................... 345
Характер религиозности Аристотеля.......................................................................................................................... 347
1) Аристотель бесконечно далек от детской наивности религиозно-мифологических представлений
своего народа....................................................................................................................................................... 348
2) Однако, чтобы отдать дань справедливости учению Аристотеля о разуме, необходимо сказать, что Аристотель был очень далек от какой бы то ни было односторонности в этом учении...................................................................................................... 348
3) Аристотель всегда оставался сыном своего народа и безусловным патриотом, для которого исконные верования греческого народа были чем-то родным, чем-то уютным, чем-то милым и ласковым, чем-то мудрым и неопровержимым.......................................... 350
4) Аристотель, основываясь на чувственном опыте, но находя в нем разумные основы, конструирует основание всего космоса при помощи таких категорий, которые приходится и нам и ему самому интерпретировать как религиозные, так что чисто мыслительная конструкция космоса завершается учением об абсолютной мировой закономерности, или об Уме, который вовсе не обязательно называть Богом, но который сам Аристотель склонен трактовать вполне религиозно............................................................ 351
5) Религиозно-философское бесстрашие Аристотеля 353 Разумно-жизненное всеединство...................................................... 355
Глава IX. Заключение. Жизнь и смысл
Жизнь и смысл....................................................................................................................................................... 363
Теория и практика жизни......................................................................................................................................... 365
Не решенный, но самый главный вопрос...................................................................................................................... 365
Основные даты жизни Платона................................................................................................................................. 367
Основные даты жизни Аристотеля............................................................................................................................. 368
Основные сочинения Аристотеля............................................................................................................................... 369
Полулегендарная родословная Крития и Платона.......................................................................................................... 370
Родословная Аристотеля и его ближайших потомков...................................................................................................... 371
Приложение. Сократ............................................................................................................................................... 372
Серия биографий
ОСНОВАНА
в 1933 ГОДУ
М.ГОРЬКИМ
ВЫПУСК
723
ББК 87.3 Л 79
4702010201—015
Л Без объявл.
078 (02)-93
ISBN 5-235-01337-9
© Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., новая редакция, 1993 г.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М., Мол. гвардия, 1993 — 383[I] с., ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр .; Вып. 723).
ISBN 5-235-01337-9
Книга А. Ф. Лосева и А. А. Тахо Годи – плод совместного труда выдающегося философа современности и известного ученого филолога. Изданием серии «Жизнь замечательных людей» редакция отдает дань памяти Алексею Федоровичу Лосеву, 100-летие со дня рождения которого отмечается в 1993 году. По мнению авторов книги, судьбы двух великих философов античности Платона и Аристотеля - учителя и ученика настолько тесно переплетены, что логика требует объединения их жизнеописания в одном издании.
| Главная |
[an error occurred while processing this directive]