Этика
Шпаргалки - Шпоры

 

1.Совесть - это: критическая оценка человеком своих поступков, мышления;осознание своего несоответствия идеалу и невыполнения морального долга. Совесть человека: не зависит от мнения других людей; соотносится только с долгом;действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует. Совесть часто воспринимается как независимая от собственного "я" че­ловека, как голос "второго я", носителя высших ценностей. Существуют разные точки зрения на природу совести. Религиозный подход: совесть является голосом Бога.

Второй подход: совесть - это : специфическая форма стыда; обобщенные, перенесенные во внутренний мир человека мнения зна­чимых для него людей; содержание совести культурно и исторически изменчиво.Совесть формируется в процессе воспитания человека, его социализа­ции.
Авторитарная совесть. На ранней стадии формирования совесть ориенти­рована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение воспитателя к совести человека имеет форму требования соответствия правилам.
Гуманистическая совесть. Зрелая совесть является голосом "второго "я"",лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой.
Совесть является эмоциональным феноменом. Она проявляется как "муки, угрызения" - это негативные переживания, упреки человека самому себе, озабоченность по поводу моральности своего поведения.
В то же время совесть основана и на разуме:угрызения совести по поводу отступления от норм нравственности воз­можны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял их как должные;человек находит аргументы, оправдывающие отступление от норм (ус­покаивает совесть);человек должен быть убежден в истинности установок своей совести (проблема иерархии ценностей).
Выражение "чистая, спокойная совесть "можно понять как: осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализации всех своих возможностей; претензию человека на духовную гармоничность, совершенство.
Человек, обладающий совестью, совершенствуясь, предъявляет к себе все более высокие требования. Спокойная совесть может свидетельство­вать о лицемерии или самообмане, духовной незрелости. (А. Швейцер называл чистую совесть "выдумкой дьявола".)
Совесть требует от человека исполнения долга. Долг человека перед са­мим собой - самосовершенствование.Человек должен культивировать свою совесть, "все больше прислуши­ваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все сред­ства" (И. Кант). Свобода совести может пониматься как право человека на: самостоятельное формирование убеждений; независимость духовной жизни.
2.Моральная свобода человека - это возможность определения (нравствен­ного самоопределения) и реализации нравственной позиции. Свобода проявляется в выборе направления и способов деятельности. В свободе выбора человек проявляет себя как личность - самостоятель­ная и творческая. В разных этических учениях даются свои определения свободы'. возможность достижения насущной выгоды (прагматизм); абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интере­сов (экзистенциализм); постижение Бога, следование законам божественной морали (религи­озная этика); определение человеком цели деятельности и удовлетворенность ее ре­зультатами (антропоцентризм).
Моральная деятельность отражает сочетание объективных условий и субъективных составляющих нравственного сознания. Человек ограни­чен множеством необходимостей. Он подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам, стереотипам поведения и т. п.
Все условия, в которых живет и действует человек, законы, которым он подчиняется, - данность, необходимость, предзаданная человеку. Чело­веку необходимо: осознать внешнюю необходимость как единственно возможную; подчиниться ей; принять необходимость как свое внутреннее побуждение; осознать свое место в едином процессе необходимости.
Свобода человека заключается в осознании объективных границ дея­тельности, попытке их расширения. ("Свобода есть познанная необходи­мость". Гегель.)
Автономия, отрицательная свобода выражается в: свободе от опеки, диктата извне; действиях, основанных на нормах и принципах, которые отвечают лич­ным рредставлениям человека о благе; возможности воздействия на формирование норм и принципов. Познание законов природы, научные открытия позволили человеку пре­одолев свою природную ограниченность. Свобода рассматривается как самопроизвольное отклонение от предзацанности.Свобода характеризует действие, которое совершено:  с учетом объективных ограничений; не по принуждению; в условиях выбора возможностей.Аристотель выделял произвольные и непроизвольные действия челове­ка. Непроизвольные действия совершаются подневольно, по принужде­нию, по неведению.
Произвольные действия могут быть недобровольными (смешанные дей­ствия) - они произвольны (поскольку человек сам является источни­ком действия), но недобровольны (непроизвольны вследствие того, что человек не совершил бы это действие по собственному желанию). К произвольным поступкам Аристотель относил действия, совершен­ные по незнанию того, в чем заключается польза, в состоянии ярости и т.п. Произвольные поступки могут быть преднамеренными (совершенными сознательно, по своему выбору).
Возможность выбора является сущностью свободы. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов. Условия, необходимые для свободного морального выбора: отсутствие внешнего принуждения, запрета; сознательность, понимание возможных вариантов и выбор одного из них; действие не должно быть совершено под влиянием моральных устано­вок, привычек - запретов, ставших частью подсознания человека. Авто­матизм морального действия, влияние обезличенных сил являются при­знаком несвободного действия, не всегда позволяют достичь добра; наличие ориентиров (ценностей, идеалов) свободной воли. В случае, если человек не имеет позитивных ориентиров, он не всегда в состоя­нии воспользоваться свободой во благо.
Свободно совершенный поступок должен включать элементы: исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут за­даваться в процессе воспитания; человек может развиваться в заданном направлении или выбрать другие жизненные ориентиры;
знание объекта деятельности и объективных условий, определение че­ловеком своего отношения к объекту; определение конкретной цели (цели не носят моральный характер, но могут включать моральный аспект); выбор средств достижения цели - средства должны быть благородными и адекватными, то есть не искажающими выбранную цель; предвидение возможных последствий поступка; реализация намерения.
Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством до­стижения личных целей. Слово воля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как: отсутствие принуждения, рабства; возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рам­ками; свободу поступков и т. д.
Р.Г. Апресян выделял своеволие, произвол, представляющие собой: свободу желаний; разнузданность самостоятельной воли; отсутствие уважения к чужой свободе.
Личная воля должна быть соотнесена с долгом, подчиняться общей воле, которая выражена в социальной дисциплине, законодательстве. Сво­бодной воля становится только через обуздание своеволия. Свобода одного человека ограничена свободой другого человека. Человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.
3. Счастье Условие счастья, значимое для большинства людей, - удовлетворение материальных потребностей. Для людей значимы материальное благо­получие и комфортность жизни. Эти условия являются предпосылкой положительной (в целом) оценки человеком своей жизни. В истории этической мысли существовало противоположное отношение к материальному благополучию - принцип аскетизма, который предписыва­ет отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний и пр. Принцип аскетизма провозглашает приоритет духовных ценностей, аб­солютизацию духовного за счет отказа от материального (и физическо­го). Удовлетворение материальных и физических потребностей должно быть не самоцелью, а подчинено более высоким ценностям.
Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека яв-ляется одним из условий счастья. Положительной ценностью, важной для самореализации личности, является общение с людьми, дружба.
Общение является средством: нравственного и интеллектуального развития человека; расширения возможностей реализации человека; приобщения к ценностным ориентирам других людей. Общение должно быть количественно ограничено. Его устанавливает сам человек. Слишком большое количество контактов придает общению поверхностный, необязательный характер, искажает моральное содер­жание общения. В этом случае общение выступает как отрицательная ценность. Искажение морального содержания общения происходит и в случае, когда оно навязано человеку. Общение должно быть избирательно, основано на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности.
Условием позитивного, продуктивного общения является развитие ин­дивидуальности человека. Оно способствует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Позитивное об­щение подразумевает бескорыстное отношение людей друг к другу.
В бескорыстном общении утверждается нравственная ценность каждого участника общения. Использование другого человека как средства дос­тижения эгоистических целей извращает общение, придает ему нега­тивный характер.На характер общения большое влияние оказывают особенности личнос­ти - психологические и нравственные. Самосовершенствование, мо­ральное творчество человека повышают качество общения, способству­ют достижению счастья. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла.
4. Предмет и содержание этики
Определение термина этика остается одним из менее разработанных в философии. Он имеет давнее происхождение, но его толкования не четки, это же характерно для нравственности, морали. Но от того, на сколько  полно определяется сущность явления зависит успешность его изучения. Мораль- это метод регуляции взаимоотношений людей в форме традиций, обычаев и ритуалов, а также система общественных  ценностей и идеалов. Понятие мораль соответствует в этом смысле термину нравственность. Этика   наука о М. и Н., изучающая эти ценности, ритуалы с позиции их содержания, сущности, специф. и ф-ции. При этом она изучает названные проблемы как в теоретическом аспекте, так и в эмпирическом, что и отражает конкретную сторону М. Классификация содержания этики. Все направления и школы можно разделить на два типа: Предмет этики лишь к нач. нов. эры отделяется от философии, обретая самостоятельность . До Аристотеля мораль сводилась лишь к обыденному бытовому сознанию, проявлялась через стремления регулировать взаимоотношения людей, выступая не как самостоятельная дисциплина ,а в качестве бессистемной совокупности представлений. Такое неупорядоченное  бессистемное мировоззрение, в котором преобладает не науч. , мифологич. представления наз. - Синкретизм    и лишь Аристотель привел в систему эти представления, выделив такие  проблемы как: смысл жизни, место человека в мире, правило существования и др. Эволюция и становление этики происходит под влиянием не только склада национальных ценностей, психологического комплекса, но  и общественного разделения труда. Это разделение происходит от: -собирательства и охоты- отделилось скотоводство -перехода к земледелию -от земледелия к ремеслу -от физического труда отделяется умственный. Этот период охватывает 4000 лет.
5.Этические учения Древней Индии и Китая
Образ жизни Востока пронизан  нравственными учениями,  идеями ,  ритуалами. На Западе издавна  благодаря  ориентации на изучение природы сложился
рационалистический тип ментальности,  в рамках философии природы,  где этикаразвивалась на основе естествознания. Но и на Востоке существует отличия между типами культур. Так в Индии где на протяжении многих 100 лет не проявлялись общественные потрясения, где полит. жизнь была подченена религиозной традиции, замедлявший общественные отношения. Отсутствует возможность определить автора, основателя учений, школы, традиций. В Китае, чья история сопровождалась значительными полит. процессами. С точностью до года и месяца фиксировались все исторические события, даты рождения и смерти,а также имена политиков и философов.
6.Специфика древнеиндийской философии
1 яркий этап- Арийский период. 3,500 лет назад. Когда на территории Индии жили наши славянские племена, была развита живопись, культура .Славяне были вытеснены   2,500 лет назад. Др.славяне  населяли Др.Грецию ,Др.Рим . Яркие открытия древности : 300-400 лет назад до Ломоносова земля находилась на трех китах. Др. Греки знали точное расстояние от земли до луны.Др.индусы знали  секрет металлического порошка. Др. Римляне отливали 20-ти тонные стеклянные блоки без единого пузырька воздуха. У китайцев   достижения в археологии. Др.Египет   5000 лет назад стояли  автоматы по разлитию воды на улице, делали трепонацию мозга , делали протезы , которые позволили жить человеку много лет. В Др.Индийской культуре   2  периода: Доведический и Послеведический.
4000 лет назад в Индии арийцами была создана книга Веды, сост. из   гимнов .
Главными были Ригведы. В это время сложилась варновая система , она предписывает отношение по рождению. Традиционно общество делится на 4 варны : 1. Брахманы, т.е.жрецы 2.Кшатрии,т.е.дворяне 3.Вайшьи,т.е. купцы 4.Шудры,т.е.крестьяне. В Др.этике   индусов традиции преобладали над личностным началом, а мифологизация культуры  подавляла естествознания. Ведический период  сущ. До сер. 1-го тысяч.  до новой эры. В  комментарии к Ведам проводиться идея полной подчинености  человека Брахману ,т.е. космосу ,где душа человека атман после смерти восходит к Брахману и сливается с ним.
Чтобы слияние произошло быстрее, человек должен отречься от Майи и в рамкахсансары повышать свою кАрму, т.е. свой нравственный потенциал.  Позднеевозникает идея Тримурти (три мира, три бога). Смысл индуизма: бог Брахмабезличное начало, это бесчувственный космос, где нет места переживанию, совести, чести.
7. Древний Китай
Китайская этика отличалась детальной разработкой ритуала, фиксацией авторства
каждого учения  и идеи, их четкой дотировкой, постановкой специфических проблем. Этические и религиозные учения Китая были Конфуцианство и Даосизм.
Конфуций писал о необходимости укрепления жесткой дисциплины в стране и
послушания в обществе, с помощью которого можно было регулировать отношения в
огромном народе. Конфуций поставил проблему уважительного отношения к старшим, т.к. пожилые люди сост. 60% населения. Причем, среди них было много долгожителей. Конфуций предложил заводить как можно больше детей, чтобы старики не обременяя детей по - очереди жили у них. Следовательно, чем больше детей, тем меньше у каждого из них родители живут. Отсюда идет концепция многодетности. Большую роль в Китае играли ритуалы, позволявшие разработать системы управления обществом. Земная иерархия завершалась на культе, идее неба .  Главной святыней Китая , небо карало грешность, дарило милость .
Этические идеи Китая отличались не четкостью , не разработанностью понятий,
кот.выражались иероглифами . Поэтому в книге перемен   И-ЦЗЫНЬ   много
символики, смысла, ассоциаций. Основой понятия Китайской этики являлось   СЯО- сыновье послушание. ШУ- золотое правило общежития , взаимное уважение.
ЧЖЭНЬ- человеколюбие ДЭ- добродетель. УВЭЙ- не деяние В др. Китайской философии и этике  жизнь подчинена естественному, высшему закону ДАО,  который поглощает все человеческие поступки , а многие из них предопределяет.
Этика Китая основана на особом типе консерватизма ,  которому присуще
мистическое отношение к миру, фатализм, но не научное отношение к природе.
Исключение составили лишь представители легизма- школа законников, др. юристов, считавших, что  одной этики, основанной на религии, недостаточно для порядка. Нужны законы, силовые воздействия, принуждения для народа, с целью подчинения власти.
8. Этические воззрения античности
При характеристике античной  этики обычно исходят из тезиса Протогора   человек- есть мера всех вещей Античность явл. Эпохой становления общества.
Осн. Направлениями этической мысли Античности были: 1.Милетская школа, кот.считала, что человек должен подчиняться внешним условиям , обществу , природе. 2.Софисты, Сократ , Платон, Аристотель ,считавшие , что человек и государство должны находиться в единстве , уважать интересы других.
3.Эпикур, Стоити, считавшие , что человек с его интересами и потребностями стоит выше государства. Этика Античности начинается с Софистов , считавших человека центральной фигурой Вселенной. Они учили , что каждый человек неповторим , уникален , имеет свои интересы,  права . Поэтому мораль лишена общей основы ,  этики не существует. Скептики провозгласили принцип сомнения в истинности вещей и явлений. В оценк  мира (обвинительный уклон присущий юристике). Для этой школы характерны отказ от конструктивного, созидательного, позитивного начала. Сократ (5в. до н.э.) великий моралист, чья жизнь стала эталоном для современников, его программой было:1.жить по убеждениям 2.суть заключена в поступках 3.поступки должны быть нравственными.
Критикуя скептиков за отсутствие позитивного аспекта отрицания общих понятий,
Сократ разработал метод анализа общих понятий. Так смыслом жизни Сократ считал счастье, которое отождествлял с благоразумием, учил, что только нравственный человек может быть счастливым, а нравственным может стать только умный. Зло = лжи. Он первый поставил проблему воли, свободного выбора, своб. жизненного пути.
Центральной категорией этики Сократ считал счастье, в обретении которого зак-ся смысл жизни. Счастье   благоразумие, добродетель. Его учениками были представители школ Киники, Керенарики. Киники отрицали удовольствие как главную ценность античности. Керенаники напротив, получение удовольствия, наслаждения. Они считали, что нужно устранить рассудок и наслаждаться каждой минутой бытия. Платон (5   4 вв. до н. э.) был учеником Сократа. Стал cистематизатором науки. Его подход к этике выразился в определении общих понятий как состояний морали. Он разделял мир на видимый и иллюзорный. Отдавая приоритет последнему потустороннему, говоря, что в нем живет истина.
Подобно миру, Платон установил двойственность души и тела. В душе смысл бытия, она является атрибутом иллюзорного мира. Платон считает гос-во и об-во выше индивидума. Личность должна жертвовать своими интересами во имя гос-ва. Высшей ценностью считает справедливость. Аристотель (4в до н э)ученик Платона. Стал систематизатором и теоретиком естественных и гум наук. В своей системе делал акцент на сбор и анализ фактов, а затем стремился увязать свои идеи с практикой. Целью  этики считал научить человека быть счастливым. Увязывая этику с политикой верно говорил о необходимости индивидуальных потребностей, о том, что гос-во должно помогать человеку стать личностью.
Эпикур- формирование внутреннего духовного мира человека на основе анализа идей буддизма. Он считал главной задачей этики преодоление страданий с целью
достижения счастья, а счастье признавал как свободу от физических и духовных
ограничений. Эпикуру приписывают абсолютную устремленность. Эпикур считал порочный образ жизни достойным осуждения, а главными ценностями признавал спокойствие, умеренность, дружбу!!!
9.Средний век(Этика Античности) опиралась на разум. Земные ценности (счастье, удовольствие, наслаждение). Христианская эпоха смыслом видела устремленность к вере, духовным ценностям, Богам. Богословы учили что вера является основой духовности, а следовательно и морали. Человек должен ориентироваться на позитивные духовные идеалы, Освященные именем бога. Специфика этики средних веков состоит в стремлении подчинить богословию и науку, и философию, и политику, и искусство. Этика этого времени представлена именами Августина Блаженного и Фомы Клинского. Они считали бога источником и критерием морали. Разводили добро и зло, правду и ложь и другие нравственные категории. Отцы западной церкви писали, что любое отступление от Бога является злом. Деятельность человека в материальном плане тоже отождествляется со злом. Но Ф.Клинский выдвинул идею гармонии, веры и разума, материального и духовного начал, а так же принцип приоритета индивидуального перед общественным, что привело к появлению филосифии гуманизма.
10. Новое время ставит вопрос о поиске естественно-исторических источников морали, опираясь на естествознание, которое в свою очередь обеспечивает потребности промышленности. Главными принципами были идеи о нравственной полноценности личности о суверенности личности, которые потом воплатились в деклирацию прав человека. Единственным методом реализации личности считается разум. Основные педставители: Спиноза, французские материалисты 18 века (Гельвеций, Вальтер, Гольбах). завершилась эта эпоха учениями Эмануила Канта и его последователями - Гегель, Феербах. Бенедикт Спиноза, Всю этику он свёл к философии природы, считая что чел должен относиться к природе рационально. Проблему добра и зла решил в духе иудаизма, сводя эти состояния к пользе, выгоде или отсутствию таковых. проблему свободы и нравственного усовершенствования свел к проблеме рационального познания. Но признавал, что самосовершенствование человека в нравственном отношении невозможно. Французские материалисты выдвинули идею "разумного эгоизма".
11. Стоицизм (Зено, Сенеко). Главной идеей их была концепция рока, судьбы, которая вошла в христианские учения. Человек обязан подчиняться внешним обстоятельствам, уметь выдерживать удары судьбы, которые даются свыше. При этом необходимо отречься от страстей, быть смиренным, терпеливым, достойным.Сенеко: "Лучшее достоинство умереть, чем недостойно жить." Первым описал ад и рай, выдвинул эту теорию.
12. Религия освещает именем Бога нравственные состояния и ценности, придаёт им общественно значимый характер, подлинный глубокий смысл и тем самым способствует формированию устойчивых социальных групп, государственных и национальных союзов, а также межгосударственных образований на основе общей для них системы ценности. Этика соотносит в себя 2 типа ценностей: - позитивные, являются общественными идеалами (добро, совесть, стыд, честь), которые в реальной практике людей преобразуются в конкретные формы поведения и состояния. Эти состояния являются абсолютными и в реальной жизни недостижимыми не только в их совокупности, но и каждое в отдельности. Именно они религией освещается свыше. С другой стороны этика постулирует нижний порок поведения и состояния общества в форме греховных нормативов или отрицательных ценностей (зло, ценизм, игоизм) за нарушение которых люди несут ответственность в виде общественного осуждения. В отличие от морали право лишает человека позитивных ценностей и идеалов, внушая лишь мысль о необходимости придерживаться норм закона, не переступая нижнего предела в поведении. Право не совершенно, это система произвольных, умышленных факторов, которые предусматривают лишь систему наказаний, но не дают общественных идеалов. По происхождению мораль коренится в 2-х тенденциях: 1. Восходит к Канту и признаёт, что мораль носит внешний автономный по отношению к человеку характер, не зависит не от психики человека, ни от его опыта. 2. Идёт от Фейербаха и основана на позиции, предполагающей, что человек, природа и опыт формируют и совершенствуют нравственные нормы. Это убеждение корениться в специфике общества, состоящая в том, что в отличии животных, которые приспосабливаются к окружающей среде, люди создают новую среду, которая называется культура. Отсюда вытекает положение, что развиваясь культура способствует преобразованию животных инстинктов в коллективные формы осознанного сотрудничества, а затем в нравственные состояния. Моральные нормы являются образцовыми правилами нормального поведения людей. Мораль носит оценочно-назедательный, поучительный характер.
13. Возрождение(Эпоха Ренесанса) с 14 по начало 17 века, её сутью являлось установление рыночных, буржуазных отношений, а также  развитие блока естественных наук, наук о природе, направленных на реализацию материальных устремлений человека и удовлетворение таких же потребностей. Эпоха возраждения, провазглошая интересы человека выше идеи Бога, поставив человека в эпицентр мировоздания вместо образов Бога, порадило серию нескончаемых конфликтов за обладание максимальных объёмов земных ценностей богатства, власти, славы. Эпоха Средневековья в Западной Европе характеризовалась установлением духовной диктатуры церкви. За малейшее отступление от норм церкви следовало жесткое наказание. С 12 по 16 век в запдной Европе было уничтожено церковью 12,5 млн человек. Пико делла Мирандола - 15 - начало 16 века, его учение определило сущность ________________ и разрыв с христианской моралью. Именно он впервые оценил человека как венец вселенной. Учитывая наличие принципа свободы воли он пишет, что человек обладает резервом совершенствования, т.к. Бог не завершил процесс творения человека. Поэтому смысл жизни он видит в нравственном росте и борьбе против земных соблазнов. Проблему счастья он решает в плане поиска истины, а не денег и славы. Выступает против магии и астрологии, которые ограничивают свободу воли человека. Микола Маккиавелли - 15 - 16 век. Ему пренадлежит работа "Князь". Он считает что Бог - творец это не личность, а идея, миф, придуманый человеком. Бог - это природная необходимость, удача, фортуна. Он не вмешивается в дела людей, а именно эти дела главные. Религия формирует и закрепляет начало морали, но человек совершенствует, творит сам себя. Религия полезна лишь потому, что объединяет людей в народы и государства на основе духовного единства. но христианство не имеет смысла, т.к. ориентирует человека на мечту, не земную жизнь, отвергая земные ценности. Политика является главной ценностью земной жизни, олицетворяя собой силу народа и поэтому добром является все то, что приносит пользу государству. Чтобы удерживать власть необходим обман, жестокость, насилие. Он советует политику истреблять врагов и конкурентов, проверять верность подданных, т.к. политика не терпит морали, а мораль лишена смысла. Мишель Монтень (3-х томник "Опыты") Нигогда не принадлежал одной партии, выступал за порядок, иерархию, которой обеспечивают только один режим правления - монархия. Он знал множество языков но писал на французском, ибегая пошлой латыни. Выступал против давления авторитетов на внутреннюю свободу и самостоятельность человека. Принципиально отрицал концепцию человека как царя природы, также учения гуманизма и антропоцентризма. Он пишет, что орудием познания мира выступает опыт, а в основе его лежат сомнения и критика. Но и религия не может служить основой морали, т.к. она сама весьма относительна и преметивна. Главное для человека это природа, счастье и наслаждение, т.к. душа и тело ориентированы на землю, а не на небо.
14. Система морали.
Систематизация этики сложна, т.к. ее элементы многозначны и перетекают друг в друга - страдание. Главное св-во нравственного сознания- повелительность, императивность. Требование нравственности и долга в качестве важнейших состояний, предлагающий нравственный выбор - поступать так а не иначе. Совесть явл. единств. из всех состояний морали, которое связано с переживаниями, сомнениями, угрызениями направленую на самопознание и на само регуляцию. В основе совести, лежит стыдливость, внутреннее состояние отделять добро от зла. Нравственное сознание задает мотив поступку либо запрет, оценив моральные действия, решения. Только развитая личность постоянно советуется со своей совестью. Другими важными состояниями нравственности выступает честь и достоинство, свидетельств. О индивид. Оценке чела как представителя конкретной профессии и сословья. Название категории чести и достоинства лежат в основе нравственных состояний, образуя сущность морального сознания.
15. Функции этики.
Этика состоит из нравственных норм, нравственного сознания, поведения. Современное право использует в качестве основы различных кодексов религию,  но право не посвященное религиозным опытом и церковью не  может быть самодостаточным. Функции-те роли которые она играет в обществе. Ф-ии в чистом виде существуют лишь в теории. Ф.Э.- это система внутренних состояний чела, которые проявляются в конкретных поступках. Мораль регулирует поведение людей, через одобрение и порицание. Христианская этика опирается на внутреннее состояние человека, т.о. 1 функцией религии этики выступает регулятивная. Общей чел-ой морали, как и ценности не существует. Благодаря регулятивной ф-ии осуществляется трансляция нравственных ценностей, норм морали этикета. Воспитательная ф-ия реализовывалась через церковь по принципу внушения личным примерам: "Спаси свою душу и многие вокруг тебя спасутся". Коммуникативная- проявляет себя в этикете (ритуальная форма сущ. Морали), проявляет себя в типичных ситуациях: на свадьбах, похоронах. Нормы этикета характеризуются из вне, со стороны, а не из внутри. Познавательная-суть в постижении души, внетри мира чела. Если ты ощущаешь разницу между добром и злом, то ты умен и морален.
16. Проблема достоинства и чести.
Достоинство- означает самостоятельность чел-а,осознание самоуважения.
Необходимо уважать друг друга береч своё достоинство.
Честь выступает как одно из проявлений достоинства. Её наличие связано с опред.соц.положения,вытекает из соц.статуса. и ассоциируется с заботой не в том чтобы быть достойным а чтобы выглядить таким со стороны.
В отличии от совести кот.явл.внутр.сост.человека.честь имеет внешний характер.
17. Добро и зло. Добро (Д) и зло (З) -абстрактные всеохват.понятия, охватывающие сущность морали.Определение понятий затрудненно многообразием конкретных  ситуаций. На чувствительном уровне определение невозможно вообще, на теоритич.-сложно, поскольку добро отожеств.часто с удовольствием, счастием, пользай и др.состояниями, но всёже возможно.Добро нельзя сводить также и конкретным проявлениям, поскольку оно не фиксируется чувствами.Суть добра как правило станов.ясно лишь в противопоставлении его со злом. Добро- это то что достойно похвалы поэтому иногда их отождествляет с понятием блага.
В светском сознании добро выступает как результат нашей внутр.оценки. в религиозном сознании оно явл.атрибутом Бога и дается челу извне. В этом смысле добро равнозначно любви, взаимопомощи, отсутствие агрессии.
( Начиная с15в.возникает концепция утилитаризма как результат освоения природы в интересах и на пользу чел-у. В Англии а затем США выражает убеждения что добро-есть то что полезно что удовлетворяет потребности чел-а.)
В христианстве добро выступает и как цель и как ср-во спасения жизни, поскольку оно ориентированно на сближении людей с Богом и между собой. При этом добро демонстрирует абсолютное бескорыстие.
Христианство, православие, католицизм утверждают что спасти свою душу можно совершая добрые дела и прибегая к помощи церкви.
Протестантизм отрицает возможность спасения души через совершение добрых дел, учат что только вера в Иисуса Христа может спасти душу.
Зло полярно добру он не создает а разрушает, вредит,подавляет чел-ка, отдаляет людей друг от друга.
Сущ.3 типа зла: физическое, природное зло(стихийные силы природы,болезнь). Природа развив.стихийно без участия чел-а. Человек заметно вторжается в естеств.процессы природы с целью извлечения выгоды для себя он создаёт проблемы эколог.х-ра зло соц.процессов.где проявл.благодаря деятел.людей  собственное нравственное зло в кот.фиксируется сознание и воля ч-ка при нём выбор зла происходит добровольно.
Нравственное зло сущ.в 2х видах: во враждебности и корысти
Враждебность проявляется в сост.агрессии,гнева,ненависти.творится сознательно,активно и направленно на других.
В мире животных зло прояв.как стремление выжить за счёт другого. А у чел-а механич.препятствий для реализации животн.инстинктов не существует, за исключением морал.ограничений.
18. Сущность. Этика соотносит в себя 2 типа ценностей: - позитивные, являются общественными идеалами (добро, совесть, стыд, честь), которые в реальной практике людей преобразуются в конкретные формы поведения и состояния. Эти состояния являются абсолютными и в реальной жизни недостижимыми не только в их совокупности, но и каждое в отдельности. Именно они религией освещается свыше. С другой стороны этика постулирует нижний порок поведения и состояния общества в форме греховных нормативов или отрицательных ценностей (зло, ценизм, игоизм) за нарушение которых люди несут ответственность в виде общественного осуждения. В отличае от морали право лишает человека позитивных ценностей и идеалов, внушая лишь мысль о необходимости придерживаться норм закона, непереступая нижнего предела в поведении. Право не совершенно, это система произвольных, умышленных факторов, которые предусматривают лишь систему наказаний, но не дают общественных идеалов. По происхождению мораль коренится в 2-х тенденциях: 1. Восходит к Канту и признаёт, что мораль носит внешний автономный по отношению к человеку характер, не зависит не от психики человека, ни от его опыта. 2. Идёт от Феербаха и основана на позиции, предпологающей, что человек, природа и опыт формируют и совершенствуют нравственные нормы. Это убеждение корениться в специфике общества, состоящая в том, что в отличии животных, которые приспосабливаются к окружающей среде, люди создают новую среду, которая называется культура. Отсюда вытекает положение, что развиваясь культура способствует приобразованию животных инстинктов в колективные формы осознанного сотрудничества, а затем в нравственные состояния. Моральные нормы являются образцовыми правилами нормального поведения людей. Мораль носит оценочно-назедательный, поучительный характер.